Версия для печати

Статьи

 

Решение трудовых споров

Трудовые споры основываются на разногласиях, которые возникают между работодателями и наёмными работниками по поводу осуществления трудовой деятельности. Трудовая деятельность всегда связана с такими вопросами, как оплата труда, трудовая дисциплина, увольнение и некоторые другие. Любой из этих вопросов может быть предметом спора. Стороной, инициирующей трудовой спор, может быть и работодатель, и наёмный работник.

В трудовых спорах могут оспариваться:

  • отказ в восстановлении на прежнем месте работы;
  • дата и формулировка причин увольнения;
  • перевод на другую работу;
  • разница в оплате труда за время работы по пониженному тарифу и оплата вынужденных прогулов;
  • возмещение вреда, причинённого работником;
  • отказ в приёме на работу;
  • невыплата заработной платы;
  • ситуации, возникающие при осуществлении трудовой деятельности по трудовому договору между физическими лицами.

Понятно, что приведённый перечень не окончателен.

Если возложенная на вас персональная материальная ответственность незаконна, если у вас удерживают часть заработной платы, если вам не оплачивают работу, выполняемую сверхурочно, или незаконно хотят уволить, то необходимо отстоять ваши права, а не смиряться с их нарушением. В подобных ситуациях судебные решения трудовых споров выносятся в пользу работника.

Специалисты юридической фирмы готовы оказать всестороннюю юридическую помощь. Помогая отстоять ваши права, юрист осуществит следующие действия:

  • проконсультирует по тем аспектам трудового законодательства, которые явились основой возникшего трудового спора;
  • проведёт переговорный процесс с работодателем;
  • обратится в структуры Федеральной инспекции труда и прокуратуры;
  • подготовит необходимую документацию для судебного заседания;
  • представит интересы собственно во время процесса.

Трудовые споры по кодексу законов о труде РФ делятся на два типа: индивидуальные и коллективные.

Под индивидуальным трудовым спором понимается разногласие между работодателем и работником в отношении практики применения законодательных норм, предусмотренных трудовым правом. Индивидуальные трудовые споры могут рассматриваться судом или комиссией по трудовым спорам.

В большинстве случаев трудовые споры рассматриваются мировыми судами. В их ведении находятся споры, предметами которых являются: учёт рабочего времени, оплата труда, гарантии и компенсации, ведение трудовой книжки и наложение взысканий. В этих спорах не обсуждается восстановление на прежнее место работы и заключение трудовых договоров. Как правило, стороны в таких спорах – это работодатели и работники, но не всегда. Бывают ситуации, когда трудовые отношения между спорящими сторонами уже или ещё отсутствуют. Например, истцом является уволенный работник. Или человек, с которым работодатель отказывается заключать трудовой договор. В случае ликвидации предприятия иск может быть предъявлен к ликвидационной комиссии предприятия или к его правопреемнику. Иск предъявляется по месту нахождения ответчика, это общее правило. То есть, если работник предъявляет иск к работодателю, то сделать это он должен в суд по месту его нахождения. Место нахождения работодателя – это юридический адрес предприятия, а также его руководства или имущества предприятия, как это указывается в пакете учредительных документов. Ст.393 ТК РФ предусматривает освобождение работника, подающего иск по трудовому спору, от уплаты судебных расходов и пошлин. Срок обращения и в суд, и в КТС устанавливается одинаковый – три календарных месяца, кроме споров, предметом которых является увольнение. В этом случае срок составляет один календарный месяц с момента получения трудовой книжки на руки или со дня ознакомления с приказом по предприятию об увольнении.

Возникающие между работодателями и работниками коллективные трудовые споры рассматривают вопросы, связанные с условиями труда и с отказами работодателей учитывать мнение выборных органов рабочего коллектива во время принятия решений в отношении норм трудового права на предприятии. Коллективные трудовые споры разрешаются более сложным порядком, предполагающим вмешательство государственных структур.

Сегодня коллективные трудовые споры нередки. Зачастую сторонами спора являются коллективы крупного предприятия, которое было акционировано. Новый собственник почти всегда вносит изменения в бизнес-стратегию предприятия, что оказывает влияние на работников. Могут изменяться условия труда и вводиться новые требования, с которыми работники не всегда согласны. Датой начала коллективного спора считается день, когда работодателем отклоняются, хотя бы частично, требования трудового коллектива. Этапов, в ходе которых разрешается спор, существует несколько. Первый этап – создание примирительной комиссии. Если на предприятии законодательно запрещены забастовки, то создаётся трудовой арбитраж, особый временный орган.

Далее в региональном подразделении Минтруда создаётся служба урегулирования трудового спора. Представитель службы в составе трудового арбитража участвует в примирительном процессе. Окончательное решение трудового арбитража обладает обязательной для обеих сторон спора силой. На такие этапы разделяется процесс урегулирования коллективных трудовых споров.


Возврат к списку

Представьтесь, пожалуйста
Контактный телефон *
Ваш e-mail
Введите символы с картинки *
Ваше сообщение
Защита от автоматического заполнения